Проектирование яхт для любительской постройки

Рис 14. Поперечное сечение кпееного рангоута: а —мачта с фанерными щеками и накпеенным ликпазом; б, в, г мачты; д, е — гики; ж — гафель.

Площадь рабочих парусов не должна быть чрезмерной. Лучше иметь побольше дополнительных парусов, чем подвергать судно и вооружение перегрузке при любом усилении ветра. В комплект дополнительных парусов входят: балун генуэзский стаксель, спинакер и, на иоле и кэче, бизань-стаксель. Балун на крейсере является универсальным парусом и часто используется в качестве спинакера. Галсовый и шкотовый углы балуна должны располагаться, по возможности, ближе к палубе. Длина нижней шкаторины принимается от 120 до 170 % основания переднего парусного треугольника. Генуэзский стаксель предназначается для лавировки и имеет несколько меньшую, чем балун, площадь; он лучше стоит, если задняя шкаторина немного вогнута, а положение его шкотового угла должно быть более высоким, чем у балуна. Бизань-стаксель используется на полных курсах и потому его выгодно делать широким. Галсовый угол бизань-стакселя крепят на наветренном фальшборте; нижняя шкаторина может простираться до нока бизань-гика, а фал проводится на топ бизань-мачты. Все эти паруса шьются более «пузатыми», чем рабочие. Величина парусности яхты на полном курсе с балуном и бизань-стакселем может достигать 160— 200% основной площади парусов. При усилении ветра бывает необходимо уменьшить парусность, что осуществляется взятием рифов на гроте. Простейшая система — с с помощью риф-сезней— позволяет уменьшать площадь грота ступенями. Обычно достаточно двух ступеней, чтобы зарифить грот на 3.5% его площади. Больше рифить грот не рекомендуется; лучше иметь на борту штормовой трисель (площадь которого принимается 10—12 м2 на 1 τ веса фальшкиля). Для удовлетворительной центровки под зарифленным гротом требуется заменить рабочий стаксель на штормовой. Такой стаксель облегчает управление яхтой, если его нижняя шкаторина ставится на рейке.


 

 




© 2001,2002,2003 www.sailing-team.ru © all rights reserved