Проектирование яхт для любительской постройки

В настоящее время общепризнаны достоинства треугольных бермудских парусов, имеющих наибольшую эффективность. На внутренних водах часто можно встретить швертботы с вооружением гуари (с гафелем, стоящим почти параллельно мачте). К достоинствам вооружения гуари следует отнести небольшую высоту и малый вес рангоута, что позволяет удачно решить задачу заваливания мачты для прохода под мостами.

Определив общую площадь парусности и выбрав тип вооружения, грот-мачту располагают на боковой проекции общего вида на расстоянии 33—40% длины по палубе от носа. Впоследствии расположение мачты уточняется при центровке парусности. Мачте хорошо придать легкий наклон в корму — около 5°. Затем распределяют общую площадь парусности между отдельными парусами. Совсем недавно стаксель занимал положение, «унаследованное» от гафельного вооружения: штаг крепился в верхней трети высоты мачты и площадь стакселя составляла около 30% площади парусности. Сейчас общепризнано преимущество топовых стакселей, штаги которых крепятся на топе мачты; площадь такого стакселя можно увеличить до 40% парусности яхты. При этом следует учесть, что стаксель является более эффективным парусом, чем грот, так как он не испытывает отрицательного влияния мачты на величину подъемной силы. Поскольку парус является своеобразным крылом, его тяга зависит от аэродинамического удлинения

где h — длина передней шкаторины, S — площадь паруса. Топовый стаксель имеет большую длину передней шкаторины и площадь, чем старый стаксель, что и обеспечивает значительное преимущество в тяге. Кроме того, большая площадь переднего парусного треугольника позволяет увеличить площадь дополнительных парусов для слабого ветра, а приложение тяги стаксель-штага к топу мачты — избежать раскрепления мачты бакштагами, доставляющими немало хлопот при управлении яхтой.


 

 




© all rights reserved © 2002,2003, sailing-team.ru